Как пишется тся или ться. «Тся» и «ться» в глаголах: правило и примеры

Как средство связи они ушли в небытие. Их вытеснили короткие сообщения в Интернете, где зачастую правила русского языка использовать не принято. И даже если время от времени приходится писать текст, для этого используется компьютер, который указывает на ошибки и предлагает автоматически сделать исправления. Другая история начинается, когда в руках оказываются лист бумаги и ручка.

Наверное, у каждого были такие ситуации, когда приходилось рыться в памяти в поисках нужного правила написания слов. Достаточно часто спорным становится написание глаголов с сочетаниями -ться, - тся. Правила их написания входят в школьную программу русского языка четвертого класса. Но порой не только дети, но и взрослые делают ошибки при написании таких глаголов. Более того, неправильное использование мягкого знака - одна из самых распространенных оплошностей.

В чем причина? Недоученные уроки или простая лень, которая мешает разобраться, как правильно писать -ться и -тся? Правила, возможно, забылись, но ведь простую логику никто не отменял. Впрочем, учиться никогда не поздно!

Пишем по правилам

Еще в школе учитель пытается вложить в головы учеников, что глагол обозначает действие, и к нему ставится аналогичный вопрос, спрашивающий об этом действии. Таким образом можно составить следующее правило: -ться и -тся - суффиксы глаголов, написание которых зависит от поставленного вопроса «что делать?» и «что делает?». Следовательно, писать или не писать мягкий знак в глаголе определяет его наличие в вопросе.

Копаем глубже

Как еще можно запомнить правила -ться, -тся при написании глаголов? Да очень просто. Помните такое определение, как неопределенная форма глагола, когда нельзя выяснить его лицо, время и число? Он отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Учебник по русскому языку гласит, что инфинитив всегда пишется с мягким знаком. В остальных случаях следует использовать суффикс -тся.

Например:

  • Умываться - начальная форма - инфинитив. Не имеет ни лица, ни числа, ни времени.
  • Умывается - 3 лицо, единственное число, настоящее время.

Если такой подход слишком сложный, можно выбрать более легкий вариант.

Включаем логику

Не обязательно заучивать выдержки из учебника, нужно всего-то «разделить» глагол. Дело в том, что «-ся» - это возвратная частичка слова «себя». И если глагол «разделить», то сразу станет понятно правописание -ться и -тся. Правило станет лишним, если копнуть немного глубже .

Например: одевать себя - одеваться; он одевает себя - он одевается.

В следующий раз, если глагол введет в заблуждение, нужно вспомнить один из представленных вариантов проверки и правило написания --ться, -тся больше не будет камнем преткновения.

Конечно, можно найти массу оправданий, ссылаться не невнимательность и поспешность, и продолжать с чистой совестью делать одну и ту же ошибку. Но ведь это так же смешно выглядит на письме, как если бы кто-то использовал сочетания «жы» и «шы». Тем более что определить, какой именно суффикс следует писать, не так уж и сложно. А вот допускать себе глупо выглядеть в глазах читающего непростительно.

  • Образовательная: закрепление навыка определения инфинитива и форм 3 лица, произношения и написания глаголов на –ться, -тся;
  • Воспитательная: воспитывать внимание к слову, дисциплинированность, сознательность, через дифференцированное обучение воспитывать интерес к урокам русского языка;
  • Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока, оформление записей на доске и в тетрадях.

– Что такое глагол?
– Какая форма является для глагола начальной?
– На какие вопросы отвечает инфинитив?
– Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина и переведите ее на научный язык. О чем здесь идет речь?

Сказка об инфинитиве.
Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:
– Эх вы, разве так надо спрягаться?
– А как? – спрашивают глаголы, – ты покажи!
– Я б показал, – сокрушается Инфинитив, – только у меня времени нет.
– Время мы тебе найдем, – обещают глаголы, – какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?
– Давайте будущее, – говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, да не забудьте про Вспомогательный Глагол. \
Спрягается вспомогательный Глагол, только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачес ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.

3. Дифференцированные задания на повторение пройденного материала:

1) Задание для 1 (слабой) группы учащихся:
– Выпишите из текста все глаголы в нФ (запись на доске):

Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться,
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

2) Задание для 2 (средней) группы:

– Спишите предложения и определите синтаксическую функцию инфинитива (запись на доске).

3) Для 2 (сильной) группы учеников (устно):

– Чем различаются глаголы говорить и сказать (видом – совершенным и несовершенным).
– Но если употребить их во 2-ом лице с отрицанием: (и) не говори; не скажи, то между ними обнаруживается совсем другое смысловое различие. Какое?
– Как можно изменить глагол, чтобы найти проверочное слово для написания безударной гласной в корне слова? (По лицам, временам, в прошедшем времени – по родам.) Докажите ответ с помощью примеров.

4. Новый материал. Правописание -тся, -ться.

1. На доске записаны 2 глагола. Прочитайте их. Как они произносятся? А как пишутся? Почему? Давайте разберем их по составу.

Учиться учится.

– Вывод: на конце глаголов вы слышим -ца, а пишем -тся или -ться.
– А почему мы пишем один глагол с ь , а другой – без ь ? как определить, где нужно ставить ь , а где не надо? (Задать вопрос.)
– Давайте сравним еще 3 слова, запишите их в тетрадях, пропустив 3 строчки.

Водица водиться водится.

– чем различаются эти слова? Делается следующая запись:

– Вывод (попросим сделать сильную группу учащихся): если слово отвечает на вопрос кто или что и является именем существительным, то на конце пишется -ца, если слово отвечает на вопрос что делать? и является глаголом в неопределенной форме, то пишется на конце -ться, а если слово отвечает на вопрос что делает? и является глаголом в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица, то на конце пишется -тся.

– Чтение правила в учебнике.

4. Закрепление:

1. Продолжение записи в тетрадях и на доске:

Красавица, любуется, сестрица, улыбается, улица, веселится(веселиться), струится(струиться).

Получается следующая запись:

2. Игра “Кто последний?” учащиеся называют по очереди сначала глаголы, которые пишутся с ь, затем глаголы, которые пишутся без ь.

3. Дифференцированное задание (обратить внимание на орфограмму № 23):

– 1-я группа – по карточкам.

Вставь пропущенные буквы там, где это нужно, рядом со словом поставь необходимый вопрос.

1. Когда слышит…ся (……………………)гром, не спеши выливать воду.
2. Если в корзине одна рыба испортилвсь, испортит…ся (…………………)вся.
3. Друг в беде узнает…ся (……………………).
4. Кто смерти не боит…ся (…………………), того и пуля сторонит…ся(…………………).
5. Как русский за штык берет..ся (……………………), так враг трясет…ся(………………).
6. Не потрудит…ся(…………………), так и хлеб не родит…ся(………………).
7. Если не совесть работаешь, стыдит…ся (………………) не придет…ся(………………).
8. Кто учит…ся(…………………)без книги, тот все равно что черпает воду решетом.

– 2-я группа – упр. 638.
– 3-я группа – упр. 640.

5. Итог урока. Коллективное задание. Слова для диктовки(писать только номер слова и ставить +, если ь пишется, и -, если ь не пишется):

1)запираться на засов; 2) употребляется в глаголе; 3) удивляться пению; 4) расстилается туман;5) собираться в школу;6) надо заботиться о здоровье; 7) всегда пригодится; 8) получается вкусно; 9) зима кончается; 10) сдается без боя.

Образец записи:

1) +; 2) -; 3) +; 4)-; 5) +; 6) +; 7) -; 8) -; 9)-; 10) -.

6. Домашнее задание: п. 110. упр. 639, найти в учебнике литературы пословицы, в которых есть орфограмма № 23 (ученики сами выбирают себе задание по силам).

Class="clearfix">

«Пусть пойдет и научиТСя - или научиТЬСя?» Пожалуй, эта ошибка уверенно держит первое место в рейтинге самых раздражающих. Очень обидно, что под нее часто маскируется и досадная опечатка. Вроде бы знаешь правило, но все равно в спешке, в быстрой переписке мягкий знак выскакивает там, где ему совсем не место. Но вряд ли поборника орфографической чистоты убедит аргумент «у меня была пятерка по русскому, поставил мягкий знак случайно, дрогнула рука». Слишком заметно, режет глаз.

В чем причина этой ошибки? Дело в том, что в устной речи не различаются при произношении инфинитив (иначе говоря, неопределенная форма) возвратного глагола, например «научиться», и его же форма третьего лица единственного числа - «он (она) научится».

Разберемся, когда без мягкого знака не обойтись, а когда он явно лишний. Все дело в значимой части слова (лингвисты называют ее морфемой), которая стоит в конце каждого возвратного глагола. Это постфикс -СЯ, по которому глагол и опознают как возвратный. Он достался нам по наследству от древнерусского языка. По сути, это усеченное местоимение «себя». Например, «наряжаться» - значит «наряжать себя»: действие направлено на того, кто его совершает, замкнуто на нем. Есть у постфикса -СЯ и другие значения: например, он показывает, что действие совершают сразу несколько лиц («обнимается» непременно с кем-то - как минимум два человека обнимают друг друга) или что оно непроизвольно («пораниться») и так далее.

Что важно? Запомнить, что постфикс -СЯ - особенная часть слова, ее место - после окончания .

К инфинитиву самого обычного глагола «научить» (что делать?), с мягким знаком на конце, прикрепили -СЯ - и получили инфинитив возвратного глагола «научиться». Здесь -ТЬ (суффикс инфинитива) и -СЯ (постфикс) - разные части слова, между ними проходит граница. Поставим этот глагол в форму третьего лица единственного числа - «он научится» (что сделает?): граница пройдет между окончанием -ИТ и постфиксом -СЯ.

Но в устной речи эта граница стирается: -ТЬСЯ и -ТСЯ звучат одинаково, как «ца». Про себя, «в уме», произносим точно так же. Потому и возникает ошибка.

Как с ней справиться? Во-первых, отделить постфикс -СЯ от окончания глагола, решить проблему с помощью визуализации: нужно представить, как написано слово, и увидеть в нем -СЯ. Для тренировки можно разобрать несколько возвратных глаголов по составу. Во-вторых, по-школьному проверять себя вопросом. «Хочет (что сделать?) научиться» - раз в вопросе есть (то есть пишется) мягкий знак, ставим его и в глаголе. «Он непременно (что сделает?) научится» - никакого мягкого знака, ведь в вопросе его нет (не пишется). Прием нудный, но действенный, помогает довести правописание до автоматизма.

Иногда затруднения вызывают словосочетания вроде «хочется научиться». В каком из глаголов нужен мягкий знак, а в каком нет? Вопрос «что делается?» к первому глаголу кажется странным. Как тут быть? Да просто не задумываться о странности вопроса. Стесняться задать его про себя уж точно не стоит. Ситуацию он проясняет (ведь мягкого знака в нем нет) и помогает перекинуть мостик ко второму глаголу: «хочется (что сделать?) научиться».

Все обязательно получится!

Мы научимся правильно писать окончания -ТСЯ И -ТЬСЯ в глаголах. Определим, в каких формах глагола употребляются эти окончания.

Тема: Правописание

Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

Учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются. В конце слов слышится [ца]. В словах ученица, синица и улица читается и пишется [ца]. Перечисленные слова принадлежат к существительным. Не существует никакой трудности написать эти слова правильно, потому что в данных словах нет никакой орфограммы. Что касается написания остальных слов. Все они являются глаголами. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем -тся, -ться.

Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.

Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.

Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Улыбаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив) пишем в 1 столбик.

Рис. 1.

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться -тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет -ться (что сделать? прогуляться).

Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.

В каких словах, в конце слышится [ца]?

1. (что сделать?) потянуться - в вопросе мягкий знак, значит и в глаголе его пишем.

2. (что сделать?) умыться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

3. (что сделать?) посмеяться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

4. (что сделать?) покружиться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

5. (что сделать?) покачаться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

6. (что сделать?) поклониться - в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.

7. (что сделать?) выпрямиться - неопределенная форма, пишется с мягким знаком.

8. (что делать?) трудиться - есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его и в глаголе.

Задание 2

Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. 1) Запираться на засов;

2) расстилается туман;

3) собирается в школу;

4) надо заботиться о здоровье;

5) хочет учиться;

6) девочка учится;

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Кабинет русского языка и литературы ()

1. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме - двумя.Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся - ум расступит_ся. Дорожит_ся - товар залежит_ся; продешевить - барышей не нажить.

2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве - в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится - научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться - самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.

3. Отгадаейте загадки, подчеркните орфограммы -тся, -ться и объясните их. Кланяется, кланяется - придет домой, растянется. Кочет голенаст, кланяться горазд. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. Серое сукно тянется в окно. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится. Два брата купаются, а третий насмехается . Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал - пеленаться стал.

4.* Найдите и выпишите 10-15 загадок или поговорок, или пословиц, в которых встречается орфограмма -тся, -ться.

Удивительно, но правописание «тся» и «ться» в глаголах у многих вызывает трудности. Причем ошибки, сделанные в этих окончаниях, бросаются в глаза. Надеемся, наша статья поможет вам их избегать.

Правило «ться», «тся» в глаголах изучается по учебной программе средней школы. Оно очень простое.

Мысленно поставьте вопрос перед проверяемым словом. Если мягкий знак есть в вопросе, то он есть и в глаголе.

Примеры: «На небе стали (что делать) появляться тучи» или «Утром надо (что сделать) умыться». В первом и во втором случае в задаваемых вопросах мягкий знак есть. Следовательно, он должен присутствовать и в окончаниях слов «умыться», «появляться». Мягкий знак не ставится в словах, которым задаются вопросы «что делает» и «что сделает». Например: «Земля скоро (что сделает) покроется зеленой травой» или «Мама (что делает) учится готовить». В этих вопросах мягкий знак отсутствует, следовательно, его не должно быть в словах «покроется» и «учится».

Но есть и нюансы. В правилах русского языка указано, что основой предложения или ее главными членами являются подлежащее или сказуемое в начальной форме. Однако часто, особенно в разговорной речи, встречаются предложения без подлежащего или без сказуемого. Как быть в этом случае, ведь без подлежащего нельзя поставить вопрос и определиться с правильностью написания окончания «тся» или «ться» в глаголе? Особые трудности возникают при написании слов, обозначающих действие в третьем лице единственного числа. Например: «Трудиться – всегда пригодится». В данном примере словом, обозначающим действие в третьем лице, является «пригодится», то есть речь идет о человеке, который не участвует в разговоре и никак не определен. Глагол в данном случае носит обобщенный характер, без обращения к кому-либо конкретно.
В такой ситуации надо просто запомнить правило: если невозможно поставить вопрос перед глаголом единственного числа третьего лица, то мягкий знак не употребляется.

Иногда, в предложениях встречаются два слова подряд, обозначающие действие. Например: «Школьник старается учиться». Многие допускают ошибку, так как задают один вопрос к двум словам: «старается» и «учиться». Например, вопрос «что делает» предполагает в данной ситуации в обоих случаях написать окончание «тся», но это будет неправильно. Надо быть внимательнее и не торопиться. К одному слову задается вопрос «что делает» — «старается», а ко второму «что делать» — учиться.

Грамматика русского языка очень сложна и тем отличается от большинства европейских языков. Чтобы правильно и грамотно писать, надо знать правила, а так же больше читать художественной литературы.