Нарушения опорно двигательной системы и их профилактика. Опорно-двигательная система

08.04.2016

Значение здоровья опорно-двигательного аппарата тяжело переоценить. Его огромный «механизм» обеспечивает нашу физическую активность. Если говорить простым языком - наш опорно-двигательный аппарат - это вся совокупность костей, мышц, суставов и сухожилий, то есть «каркас» для тела. Более, чем 200 костей, около 400 мышц и несколько сотен сухожилий придают телу форму, служат средством перемещения в пространстве и, более того, защищают наши внутренние органы, обеспечивая их нормальную жизнедеятельность.

Мы не откроем Америку, если скажем, что профилактика болезней - это самое действенное лечение! Ведь недомогание гораздо легче предупредить, нежели потом тратить годы своей жизни на восстановление. Как правило, очень часто мы игнорируем этот факт до тех пор, пока нежелательные симптомы не застанут нас «врасплох». Позвоночник выполняет важнейшую роль для нашего организма. Находящийся в нём спинной мозг координирует наши движения. К спинному мозгу, в свою очередь, подходит огромнейшее число нервных окончаний.

Когда дело касается здоровья опорно-двигательной системы, здесь важным фактором является физическая активность человека. Именно её присутствие является «гарантом» хорошего самочувствия. Конечно же, к болезни может быть предрасположенность. Но, опять-таки, полезные упражнения помогут «отсрочить» её проявление.

Почему появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом?

Чаще всего основными причинами являются:

  • Поднятие тяжестей свыше нормы

Часто нас кажется, что мы «всесильны» и нас всё ни почём. Поднимая тяжёлую сумку, совершая перестановку дома, максимум, что вы почувствуете - неприятное потягивание в пояснице. Однако нужно понимать, что неприятный эффект может проявиться через несколько лет. Попросите близких о помощи и не поднимайте тяжестей, если на то нет острой срочности и необходимости. Покупая много продуктов, разделяйте товары на два пакета или носите рюкзак, чтобы равномерно распределить нагрузку на позвоночник.

  • Переохлаждение.

Точно так же, как и с первым пунктом, не всегда симптомы перемерзания проявляются сразу. Запомните: лучше взять в сумку лишнюю кофту, чем перемёрзнуть на улице и потом долго бороться с последствиями.

  • Высокие каблуки у девушек и женщин

Каблуки дарят красоту и стройнят ноги, но не увлекайтесь с ношением такой обуви. Учитывайте, что на высоких каблуках стопа деформируется (связочный аппарат у женщин слабее, чем у мужского пола), позвоночнику становится менее комфортно. Конечно же, никто не заставляет прекрасных женщин полностью переходить на «плоскую» обувь. Существует множество моделей обуви на среднем каблуке с ортопедической подошвой. А вот высокие шпильки - не вариант для повседневности.

  • Низкая физическая активность

Пожалуй, самый главный фактор. Современная жизнь дарит нам максимум комфорта и в таких условиях мы часто забываем про важность упражнений. Большую часть дня мы проводим на работе или учёбе. Вечером нашими «друзьями» становятся телевизор и компьютер. Прибавить к этому метро, лифты, автомобили… А ведь спортом при этом занимаются не многие!

Часто встречающиеся заболевания:

  • Проблемы с суставами, такие как артрит и артроз.
  • Нарушение осанки и, как следствие, искривление позвоночного столба - сколиоз.
  • Деформация стопы.
  • Грыжи межпозвоночных дисков.
  • Невралгия, дистония мышц.

Профилактика болезней опорно-двигательного аппарата

  • Лечебная зарядка - даже 15 минут упражнений ежедневно помогут улучшить общее самочувствие.
  • Употребление кальция - сезонные витаминные курсы, в состав которых входит кальций и цинк, станет прекрасной поддержкой для нашего организма.
  • Здоровый образ жизни, лёгкое питание. По возможности максимальный отказ от всего вредного - ведь жизнь у нас одна, и «запасного» тела не предвидится. Поэтому стоит его поберечь.
  • Оздоровительный массаж

Массажное кресло поможет! Многие думают, что купить массажное кресло - это значит зря потратить деньги. Но стоит заметить - раз вы находитесь на нашем сайте и читаете нашу статью - значит, вы уже заинтересованы, ведь так?

О преимуществах аппаратного массажа много говорить не стоит. Это прекрасная альтернатива для людей, которые желают оздоравливаться дома, в спокойной и приятной обстановке. Массажное кресло обладает огромным разнообразием функций - начиная от жёсткого проминания накачанных мышц и заканчивая нежным воздействием для самых чувствительных. Современные технологии подарили нам это «чудо», позволив пользователям выбирать и самостоятельно комбинировать программы массажа. Совместите это с процедурой инфракрасного прогрева, сканирования тела, персонального подбора процедур - и вы получите универсальное средство для расслабления и профилактики!*

Массажное кресло снимает напряжение, неприятные ощущения, качественно проминает мышцы и приводит даже "неспортивное" тело в нормальный тонус.

Профилактика заболеваний

Опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Когда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли активными и крепкими. Но, к сожалению, в настоящее время врачи бьют тревогу: состояние здоровья молодого поколения ухудшается год от года. Особенно часто среди детей и подростков стали встречаться различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Неумолимая медицинская статистика свидетельствует, что у 40% детей и подростков отмечаются патологии суставов, а у 80% школьников старших классов имеются нарушения осанки.

Какие же нарушения осанки чаще всего встречаются в детском возрасте?

1. Плоская спина - формируется в том случае, если у ребёнка не выражены физиологические изгибы позвоночника. У такого пациента страдает амортизация при движениях и ходьбе, что является прямой причиной развития заболеваний межпозвоночных дисков. В этом случае помочь может лечебная физкультура, лечение позой и положением, а также специальные корсеты.

2 . Вялая осанка - при этом виде нарушения у ребёнка опущены и сведены вперёд плечи, наблюдается переразгибание в пояснице, мышцы брюшного пояса ослаблены. При этом в начальных стадиях осанка исправляется при выведении плечевого пояса в нормальное положение. Это нарушение также хорошо корректируется занятиями физкультурой.

3. Круглая спина - не исправляется, если попытаться "расправить" плечи, так как при этом виде нарушения осанки изменения возникают уже на уровне тел позвонков. Могут страдать даже внутренние органы - сердце и лёгкие (при выраженной деформации). В этом случае полностью устранить нарушение осанки, к сожалению, не удастся, но упомянутые уже занятия лечебной физкультурой и ношение специального корсета способны замедлить прогрессирование заболевания.
Кроме перечисленных выше видов нарушений осанки, довольно распространён среди детей и сколиоз - это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам. Осложнения не леченого сколиоза: деформация грудной клетки, ограничение функций лёгких, сердечная недостаточность (из-за повышенного давления со стороны грудной клетки), холецистит, простатит, бронхиальная астма.

Нарушения осанки приводят к повышению нагрузки на тазобедренный сустав и свод стопы, формируя плоскостопие - изменение формы , характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Плоскостопие предрасполагает к развитию . Боли в стопах, коленях, бедрах, спине. Неестественная походка и осанка. Легче согнуться, чем присесть на корточки; присев, тяжело удержать равновесие. «Тяжелая» походка, косолапие при ходьбе. Тошнота и рвота. Деформированные стопы (плоская стопа, искривленные, непропорциональной длины пальцы ног, «косточка» на большом пальце, безобразно широкая стопа). Колени (прогнутые наружу или внутрь); бедра (вывернутые), непропорционально развитые или недоразвитые мышцы ног и голени.

Искривление осанки это далеко не безобидная патология, грозящая лишь косметическим дефектом. Она приводит к тому, что в межпозвонковых хрящах начинают происходить дегенеративные изменения, что ведет к ущемлению нервных волокон, кровеносных сосудов питающих спинной и головной мозг. В итоге даже у детей может диагностироваться остеохондроз .

Остеохондроз - комплекс дистрофических нарушений в суставных хрящах . Может развиваться практически в любом суставе , но чаще всего поражаются межпозвоночные диски . В зависимости от локализации выделяют шейный, грудной и поясничный остеохондроз.

Отрицательно сказываются на дисках нерациональная и несимметричная работа мышц позвоночника , а именно: при неправильных привычных позах, при недостаточной разминке, при ношении сумок на плече, при использовании мягких подушек и матрацев.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – “выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Литература:

  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
  2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
  3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.

Основные меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата направлены на устранение причин патологии, оздоровление организма и восстановление минерального обмена.

Опорно-двигательным аппаратом называется костно-мышечная система. Она состоит из суставов, связок, мышечных и костных тканей. Основной ее функцией является обеспечение опоры тела и передвижение человека. Различные заболевания суставов, позвоночника, связок ограничивают двигательную активность, вызывают болезненные ощущения, приводят к нарушению работы внутренних органов и инвалидности пациента. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата направлена на укрепление костной, мышечной ткани, синовиальных соединений и предотвращение патологий.

Позвоночник выполняет функцию опоры и движения тела. При искривлении позвоночного столба развивается сколиоз. Происходит деформация грудной клетки, это влияет на состояние работы внутренних органов, на тяжелых стадиях вызывает асимметрию тела, появление горба. Чаще всего заболевание диагностируют у детей дошкольного и подросткового возраста. Профилактика сколиоза защищает от патологических изменений позвоночника.

У маленьких детей дошкольного возраста причиной заболевания опорно-двигательного аппарата может стать несбалансированное питание, нехватка витамина D и кальция в организме. Поэтому необходимо в ежедневный рацион добавлять молочные продукты, рыбу, свежие овощи, фрукты. Рыбу и мясо готовят на пару или запекают в духовке, таким образом сохраняются все полезные вещества. Овощи и фрукты лучше есть сырыми, так как термическая обработка уменьшает действие витаминов на 40%.

Для получения витамина D необходимо водить ребенка на прогулку. Холекальциферол вырабатывается в организме человека под воздействием ультрафиолетовых лучей. Источником полезного компонента также является капуста, яйца, петрушка, рыбий жир.

Профилактика нарушений осанки у детей, посещающих школу, направлена на правильную организацию рабочего места за партой. Спина ребенка должна быть ровной, локти лежать на столе, ноги касаться пола. Настольную лампу располагают с левой стороны так, чтобы свет падал на тетрадь. Если стул слишком высокий, необходимо сделать подставку под ноги. Важно следить за тем, как ребенок сидит за партой. Если он постоянно сутулится, облокачивается на одну сторону, может развиться сколиоз.

Эффективной мерой профилактики патологий опорно-двигательного аппарата является активный отдых. Полезно заниматься физкультурой, плаванием, кататься на велосипеде.

Спать нужно на жестком матраце и невысокой подушке. Лучше всего использовать ортопедические спальные принадлежности.

Профилактика сколиоза у детей с нарушенной осанкой состоит в лечебном массаже, ЛФК, электромиостимуляции мышц и регулярном посещении бассейна.

Профилактика заболеваний суставов

Суставы в организме человека выполняют двигательную функцию. Ткани синовиальных соединений реагируют на температурные изменения, воздействие аллергенов, инфекции. Негативные факторы приводят к развитию воспалительного процесса, появлению болевых ощущений, ограничению подвижности. Суставы поражаются артритом, артрозом, синовитом или подагрой. Заболевания различаются клиническими проявлениями и тяжестью течения.

Профилактика заболеваний суставов и всего опорно-двигательного аппарата направлена, прежде всего, на изменение образа жизни. Правильное сбалансированное питание, соблюдение режима дня, активный отдых и отказ от вредных привычек способствуют нормализации обменных процессов. Употребление полезных продуктов питания насыщает организм необходимыми витаминами, микроэлементами.

Для укрепления суставов и всех тканей опорно-двигательного аппарата необходимо получать витамины А, Е, С, В.

Источниками этих веществ являются цитрусовые, свежая зелень, капуста, морковь, свекла, облепиха, крыжовник, черная и красная смородина, плоды шиповника. Кальций и селен присутствует в составе твердого сыра, молока, орехов, бобовых и злаковых культур.

Профилактика артроза включает такие аспекты:

  • умеренные физические нагрузки;
  • ношение удобной обуви;
  • прием хондропротекторов;
  • сбалансированное питание;
  • коррекция веса.

При ожирении повышается нагрузка на коленные соединения и суставы стоп. Поэтому необходимо снизить лишний вес с помощью низкокалорийной диеты, исключающей животные жиры, сладости.

Профилактика артроза, артрита хронической формы состоит в проведении укрепляющей терапии, своевременном лечении инфекционных, вирусных заболеваний. Болезни ЛОР органов, кариозные поражения зубов также являются источниками распространения инфекции, поэтому необходимо следить за состоянием ротовой полости и регулярно посещать стоматолога.

Профилактика артрита ревматоидной формы направлена на предотвращение развития рецидива. Проводят ее в период ремиссии пациента.

Профилактика плоскостопия


Плоскостопие – это уменьшение свода стоп, при котором подошва становится плоской без выемки. Патология развивается вследствие травмы, детского рахита, полиомиелита, слабости связочного аппарата стоп.

Профилактические мероприятия начинают проводить еще с детского возраста. Это правильный выбор обуви, лечебная гимнастика стоп, наблюдение у врача-невропатолога, травматолога.

Упражнения для профилактики плоскостопия в положении сидя:

  • сгибание-разгибание пальцев ног;
  • перенесение центра тяжести с носка на пятку;
  • соединение стоп подошвами;
  • катание ногами маленького мячика;
  • разведение стоп в стороны при сомкнутых носках;
  • вытягивание носков на себя;
  • удерживание пальцами ног мелких предметов.

Стоя выполняют ходьбу на пятках, носочках, наружных сводах стоп. Необходимо ходить боком по бревну, босиком по шершавой поверхности. Выполняют упражнения каждый день по утрам и в любое свободное время.

Профилактика остеохондроза

Остеохондроз – это наиболее распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата, встречающееся у людей среднего и пожилого возраста. Заболевание поражает хрящевые ткани мелких суставов позвоночника. Пациенты жалуются на боли, отдающие в область грудной клетки, руку, плечо или голову. Локализация болевого синдрома зависит от области поражения позвоночного столба.

К профилактическим мерам относятся такие аспекты:

  • запрет на поднятие тяжестей;
  • массаж спины;
  • упражнения на турнике;
  • отдых после длительного нахождения в вертикальном положении;
  • равномерное распределение нагрузки.

Если необходимо что-либо поднять, не нужно резко наклоняться, сначала следует присесть, взять предмет и аккуратно выпрямиться. Таким образом уменьшается нагрузка на позвоночник. Если поврежден сустав в нижнем отделе поясницы, его можно зафиксировать специальным поясом.

Необходимо обеспечить комфортные условия для ночного отдыха. Чтобы тело находилось в правильном положении, используют ортопедическую подушку или валик под шею, спят на жестком матраце. Рацион должен быть сбалансированным, содержать витамины В, С, Е, РР, кальций, фтор и селен.

Профилактикой заболеваний опорно-двигательного аппарата является активный отдых (плавание, езда на велосипеде, пешие прогулки, катание на лыжах) и оздоровление организма.

Профилактика подагры

Подагра – это заболевание суставов, которое вызывает нарушение обмена веществ в организме и повышение уровня мочевой кислоты в крови. Заболевание характеризуется острыми приступами боли в пораженном синовиальном соединении, отеком, покраснением и местным повышением температуры.

Чаще всего воспаляются суставы больших пальцев стоп. Патология приводит к деформации фаланг, они принимают неестественное положение, выворачиваются внутрь. У основания большого пальца формируется массивная шишка, которая сильно болит, доставляет дискомфорт при ношении обуви.

К мерам профилактики относится правильное питание, прием хондропротекторов, здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, ЛФК, физиотерапевтические процедуры.

Остеопороз

Остеопороз является одним из заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое поражает людей пожилого возраста. Происходит изменение структуры костных тканей, их плотность уменьшается, они становятся ломкими. Причина заболевания – дефицит кальция в организме.

Для предотвращения развития остеопороза необходимо своевременно проводить лечение хронических недугов суставов, сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной системы. С возрастом уменьшается физическая активность людей, это негативно сказывается на состоянии костей. Необходимо выполнять посильные нагрузки, совершать прогулки на свежем воздухе.

Для насыщения организма кальцием следует принимать медикаментозные препараты, употреблять в пищу молочные продукты, рыбу, свежую зелень, капусту, злаковые, цитрусовые, орехи. Важно отказаться от кофе – этот напиток вымывает кальций и может стать причиной обезвоживания.

Заболевания опорно-двигательного аппарата приводят к уменьшению подвижности и могут стать причиной инвалидности человека. Профилактические мероприятия предупреждают развитие недугов и снижают количество рецидивов при хронических стадиях патологий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата»

О болях в спине, шее, суставах не понаслышке знает каждый. А увеличение количества таких заболеваний как остеопороз, ревматоидный артрит, остеоартрит, сколиоз вызывает тревогу.

Заболевания опорно-двигательного аппарата - являются широко распространенными среди населения и обладают такими социально значимыми последствиями, как, например, переломы костей, инвалидность и даже смертность. Поэтому необходима профилактика данных заболеваний для повышения нашего качества жизни.

Опорно- двигательный аппарат человека состоит из костей, связок, хрящей и сухожилий. Они обеспечивают структурную крепость нашего тела, поддерживают его вертикальное положение, защищают внутренние органы от повреждений.

При увеличении нагрузки на суставы, нарушении работы основных систем организма (обмена веществ, циркуляции крови и др.), под влиянием определенных факторов возрастает риск возникновения заболеваний опорно - двигательного аппарата.

Лишний вес может привести к прогрессированию остеохондроза позвоночника, к развитию артроза крупных суставов ног. А также под действием собственного веса могут возникнуть деформация коленных и голеностопных суставов и повреждения межпозвоночных дисков. В данном случае стоит говорить о необходимости сбалансированной диеты, направленной на снижение веса. Как правило, многим бывает трудно начать самому следить за собственным питанием и вести правильный образ жизни, где обязательно должна присутствовать физическая активность (ходьба, суставная гимнастика и т.д.). Ведь их отсутствие делает мышцы тела вялыми и слабыми, они попросту не готовы справиться с перегрузкой от лишнего веса. К тому же в настоящее время доказано, что ожирение - это хроническое заболевание, в связи с чем, больным с чрезмерным весом крайне важно, чтобы во время лечения они находились под наблюдением профессионального врача-диетолога.

Главное, не опускать руки и решение найдется. В клинике «Ревиталь», расположенной в живописной местности ближнего Подмосковья, отдыхающим предлагается большой спектр услуг, в том числе и программы по очищению организма, снижения веса.

Некоторые патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

У детей первых лет жизни встречаются врожденные аномалии строения скелета. Проблемы с конечностями без труда обнаруживает при осмотре педиатр, а вот аномалии строения бедра и позвоночника не всегда вовремя диагностируются, т. к. на первом году жизни они внешне еще незаметны. опорный двигательный осанка плоскостопие

Примерно у одного из 60 новорожденных наблюдается определенная степень нестабильности бедра. Именно поэтому большое значение имеет скрининг тазобедренных суставов у новорожденных детей. В идеале необходимо обследовать всех детей при рождении, в возрасте 6-8 недель, 6-8 месяцев и когда ребенок начинает ходить. Это позволит снизить количество поздних выявлений дисплазии бедра. Факторами риска служат семейный анамнез, ягодичное предлежание.

Если бедро смещено достаточно долгое время, оно в результате фиксируется в этом положении. Клинически это выглядит так: нога укорочена, повернута наружу, бедренные и ягодичные складки ассиметричны. При осмотре отмечается ограничение отведения бедра при сгибании ноги. При ходьбе ребенок безболезненно хромает.

Транзиторный синовит - приобретенное быстропроходящее воспалительное заболевание бедренного сустава - встречается у детей в возрасте 3-8 лет. Как правило, возникает вследствие вирусной инфекции и является наиболее частой причиной острой хромоты у детей этого возраста. Лечение предусматривает постельный режим и наблюдение дома или в стационаре; выздоровление наступает обычно через несколько дней.

Более опасен в этом возрасте (у 4-10-летних детей) идиопатический асептический некроз эпифизарной части головки бедра (болезнь Пертеса), в 10% случаев поражение бывает двусторонним. Мальчики болеют в четыре раза чаще девочек. Ребенок жалуется на боль в тазобедренном или коленном суставах, хромоту. При обследовании выявляется сгибательная деформация сустава и ограниченное отведение. Диагноз подтверждается рентгенологически, но на ранних стадиях заболевания изменений на рентгенограммах может не быть.

У детей 4-11 лет в подколенной ямке иногда возникает безболезненное кистозное набухание, при этом объем движений колена почти не изменяется. Кистозное образование обусловлено полуперепончатой сумкой, часто сообщающейся с коленным суставом. Это доброкачественная киста исчезает сама по себе, хотя изредка, если она причиняет беспокойство или достигает больших размеров, требуется хирургическое лечение.

Малые деформации стопы могут быть связаны с другими врожденными пороками развития, особенно бедра или позвоночника. При одном из распространенных видов деформации (1: 100) передняя поверхность стопы находится в варусном* положении (приведение) с одновременной супинацией (сгибанием). Подошва такой стопы похожа на боб, но в этом случае нет конской стопы, при которой ребенок во время ходьбы делает упор только на пальцы. Стопа гибкая и поддается пассивной коррекции. Большинство детей выздоравливают без лечения. При более тяжелых деформациях иногда требуется вытяжение или шинирование. Необходимость в хирургической коррекции возникает редко.

* Термин "варусный" применяется к любой деформации, вызывающей смещение вовнутрь (по отношению к средней линии) кисти руки или стопы. - Примеч. авт.

Косолапость встречается у одного из тысячи новорожденных, преимущественно страдают мальчики. Половину случаев составляют двусторонние поражения. Косолапый ребенок нуждается в раннем специализированном лечении с вытяжением и наложением повязки из липкого пластыря либо гипса, проведении курса физиотерапии. Около половины случаев (в основном когда отсутствует фиксированная деформация) поддаются лечению, в остальных - детям требуется хирургическая коррекция в первый год жизни.

Плоскостопие. До трех лет у всех детей уплощен медиальный свод стопы. Безболезненная, гибкая стопа в старшем возрасте также расценивается как физиологическая норма. Если плоскостопие сопровождается болью, ригидностью и спазмом, в особенности малоберцовых мышц, следует искать патологическую причину этого состояния. Врожденное плоскостопие, как правило, выражается плосковальгусной* стопой, впоследствии может развиться пяточная стопа, когда ребенок во время ходьбы делает упор на пяточную кость при приподнятом переднем отделе стопы. Определяется это состояние еще в период новорожденности, поэтому требует как можно более ранней коррекции. Приобретенное плоскостопие может быть следствием перенесенного рахита, иногда сочетается с рахитическими искривлениями нижних конечностей (вальгусной и варусной деформациями коленных суставов).

* Термин "вальгусный" применяется для описания любой деформации, вызывающей искривление вовнутрь конечностей (по отношению к средней линии). - Примеч. авт.

Нарушения осанки

Под осанкой понимают привычную позу человека в покое и при движении. Согласно классификации типов нарушения осанки (1962 г.) различают:

Нарушения осанки во фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагитальной плоскости:

плоская спина;

плосковогнутая спина;

сутулая спина;

круглая спина;

кругловогнутая спина.

У дошкольников часто определяют вялую осанку. Одной из главных причин формирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания. Ребенок с вялой осанкой с трудом выдерживает статические позы, часто меняет положение отдельных частей тела. Такой ребенок производит впечатление утомленного, слабого или заболевшего.

Признаки вялой осанки:

увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника;

голова слегка опущена;

плечи опущены и двинуты вперед;

лопатки отстают от спины ("крыловидные" лопатки);

живот отвисает;

ноги слегка согнуты в коленях.

Для детей дошкольного возраста, нормально развивающихся, но малоупитанных, также характерны несколько увеличенная округлость живота и слегка отстающие от спины лопатки. Часто вялая осанка сочетается с различными дефектами нижних конечностей, что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппарата. При отсутствии коррекции вялая осанка приводит к более устойчивым формам деформаций костно-мышечного аппарата.

Обратите внимание

При постоянных ночных болях в спине или сопутствующем сколиозе необходимо провести обследование для исключения спинальной опухоли или инфекции. Доброкачественные костные опухоли у детей, как правило, бессимптомны и обнаруживаются случайно при рентгенологическом исследовании по поводу патологического перелома. Чаще всего все костные опухоли поражают колено, примыкая к пластинкам наиболее активного роста.

Злокачественные опухоли костей у детей встречаются редко. Их следует подозревать, если боли не прекращаются ни днем, ни ночью или при наличии местного отека и размягчения кости.

Физическое развитие

Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых месяцев жизни, когда формируется позвоночник и его физиологические изгибы.

Для развития мышечного корсета ребенка старше трех лет следует приучить к регулярным физкультурным занятиям: научить плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, ходить на лыжах и кататься на коньках. Не рекомендуется рано отдавать ребенка в спортивные секции. Как правило, в спорт берут детей старше 5-6 лет, т. к. в этом возрасте уже можно оценить уровень физической подготовки ребенка и наличие патологий. Если у дошкольника есть нарушения осанки, развит сколиоз, то горнолыжный спорт или гимнастика ему не подойдут, а вот плавание или конный вид спорта принесут пользу.

В этом возрасте также рекомендуются прогулки на детских площадках, оборудованных специальными спортивными комплексами, адаптированными к росту ребенка. Родителям не стоит ограничивать малыша в движениях, желательно обеспечить ему активную физическую деятельность как на улице, так и дома (использовать детские спортивные комплексы: шведскую лестницу, перекладину, кольца).

Хорошо развитые мышцы спины и брюшного пресса позволят ребенку без напряжения сохранять правильную позу при сидении, стоянии и ходьбе.

Советы воспитателям ДОУ и родителям

Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.

Следите, чтобы ребенок не разворачивал стопы внутрь или наружу.

Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.

Предоставляйте ребенку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями.

Объясняйте и показывайте, как нужно:

стоять - прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги;

ходить - ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела;

Сидеть - прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить вперед, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку стула. Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опираться на одну руку, поворачивая плечо.

Особое внимание нужно уделять позе ребенка во время сна: спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или на спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине - уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку - нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура - важнейшая часть профилактики и коррекции нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Вследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ЛФК, обеспечивается стимуляция деятельности всего детского организма.

По итогам диспансеризации и медицинских осмотров медсестре следует сформировать специальные группы для занятий лечебной физкультурой:

первая группа - дети с диагнозом: уплощение стоп, плоскостопие;

вторая группа - дети с диагнозом: нарушение осанки.

В специальной группе должно быть не более 10 человек. Занятия проводит медицинский работник, прошедший специальную подготовку во врачебном физкультурном диспансере, или инструктор ЛФК. Занятия организуются как минимум дважды в неделю по 20-30 мин.

Противопоказания к занятиям лечебной физкультурой: общее недомогание, повышенная температура, рецидив хронического заболевания и острая форма любого заболевания.

Программа занятий подбирается инструктором по лечебной физкультуре, исходя из патологии ребенка, его возраста, уровня развития, специфики психики и моторики. Упражнения должны вызывать у дошкольника интерес и положительные эмоции, именно поэтому многие из них проводятся в игровой форме. Увеличение физических нагрузок должно происходить постепенно и индивидуально в зависимости от физиологических особенностей и состояния ребенка.

Физические нагрузки во время лечебной физкультуры должны касаться всех групп мышц, позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из 10-12 простых упражнений (приложение 1), темп их выполнения может различаться - от медленного до интенсивного, в программу занятия включаются дыхательные упражнения. Чтобы лечебная физкультура не наскучила ребенку, комплекс упражнений следует периодически менять. Методисту ЛФК необходимо требовать от детей выполнение "домашнего задания" (приложение 2).

Подбор обуви

При нагрузке размер стопы увеличивается, поэтому измерение проводится только у стоящего ребенка.

Правильный подбор обуви имеет большое значение для профилактики плоскостопия. При выборе обуви необходимо, чтобы расстояние между концом самого длинного пальца и носком обуви со ставляло примерно один сантиметр. Задник у новой обуви должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Подошва должна быть эластичной и не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Рекомендуется маленький (2-3 см) каблучок.

Подбор мебели

Условия, в которых растет ребенок, определяют его развитие. К организации рабочего места дошкольника, особенно к мебели, предъявляются строгие требования.

Главное условие - мебель должна соответствовать росту ребенка.

Высота стула должна быть равной длине голени ребенка. Спинка должна быть на уровне поясницы, чтобы можно было ее прижать. Глубина сиденья не должна превышать четыре пятых длины бедер. Если край стула упирается в подколенные ямки, то это крайне неблагоприятно отражается на кровообращении - мышцы ног не получают должного питания. Сиденье у стула не должно быть слишком мягким, чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, а опора была на седалищные бугры.

Край стола должен находиться на уровне нижней части груди так, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было 30 см, между грудью и столом - 2 см (ладонь проходит ребром).

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в групповых помещениях для детей от полутора лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется выбирать столы с меняющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Стулья должны быть в комплекте со столом одной группы, которую следует промаркировать. Мебель для детей подбирается с учетом антропометрических показателей (таблица).

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста

Рациональное питание, обеспечивающее полноценное поступление всех необходимых для роста веществ, витаминов, микро- и макроэлементов.

Двигательный режим дома, на улице и в ДОУ, обеспечивающий правильное развитие мышечного корсета и формирование скелета.

3. Формирование и контроль правильного положения тела в разных ситуациях.

Физическое воспитание, направленное на улучшение состояния здоровья и физического развития детей, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков. Организованные формы двигательной деятельности дошкольников предусматривают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, а также ритмическую гимнастику, плавание, занятия на тренажерах и т. д.

Приложение 1

Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки

И. п. - стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

И. п. - стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

И. п. - стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

И. п. - стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.

Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.

И. п. - стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.

И. п. - сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.

И. п. - сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.

И. п. - лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

И. п. - лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п.

И. п. - лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

И. п. - стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

Упражнения для создания и укрепления "мышечного корсета"

И. п. - лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.

И. п. - лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удерживаться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удерживаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.

И. п. - лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.

И. п. - лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.

Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподнятое положение головы и плеч.

Приложение 2

Домашнее задание для детей с плоскостопием

Продолжительность занятий около 10 минут. Перед занятием можно походить на носках и попрыгать через скакалку.

Упражнение "каток": поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.

Упражнение "разбойник": ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение "маляр": сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

Упражнение "сборщик": сидя на полу с согнутыми ногами, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки), и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.

Упражнение "художник": сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.

Упражнение "гусеница": сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.

Упражнение "кораблик": сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

Упражнение "мельница": сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение "окно": сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Упражнение "барабанщик": сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение "хождение на пятках": ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Возврат к списку

Факторы риска заболеваний опорно-двигательного аппарата:

низкая масса тела

низкая физическая активность

недостаточное потребление кальция

дефицит витамина Д

неблагоприятный семейный анамнез

Профилактика заболевания опорно-двигательного аппарата:

1.Поддержание прочности организма, опорно-двигательной системы в определенные периоды, а именно во время роста костной массы, во время беременности, во время кормления грудью, в пременопаузу и постменопаузу и при возникновении экстремальной ситуации;

2.Достаточное потребление белка;

3.Ведение здорового образа жизни, предусматривающее ограничение влияния факторов риска (ограничение алкоголя, курения, злоупотребления кофеем и нерациональные диеты);

4.Активный образ жизни и регулярные физические упражнения с умеренной нагрузкой;

5.Предупреждение осложнений и обострений, если уже имеются заболевания опорно-двигательного аппарата, важную роль здесь имеет медикаментозное лечение.

Возрастные изменения. К 33-40 годам начинает меняться форма позвонков: тела их принимают двояковогнутую форму, меняется высота передних частей тех из них, что испытывают большую нагрузку, -- это, прежде всего, поясничные позвонки. Поясничные позвонки равномерно снижаются по высоте -- уменьшаются шейный и поясничный лордозы, средние грудные позвонки клиновидно деформируются под влиянием статической нагрузки, в грудном отделе развивается так называемый старческий кифоз -- сгорбленность. И чем менее активен человек, тем раньше возникают эти изменения.

С возрастом нарушается связь между диском и телом позвонка, а в результате опасно увеличивается подвижность между отдельными позвонками.

Если вследствие потери амортизирующих свойств дисков и выпячивания фиброзного кольца в стороны возникает нагрузка на края позвонков, то происходит их изменение (главным образом по краям). Так образуются костные разрастания по краям тел позвонков в виде «шипов», «клювов», «усиков», направленные к телам нижележащих позвонков. Эти изменения хорошо видны на рентгенограммах. Степень их выраженности различна, и в запущенных случаях может развиться деформация тел позвонков. При этом снижается их высота и они приобретают клиновидную форму. Такие не болезненные компенсаторно-приспособительные изменения получили название деформирующего спондилеза. Возникающие костные разрастания увеличивают поверхность тел позвонков, что приводит к уменьшению нагрузки на единицу площади диска. В той или иной мере это устраняет опорную недостаточность позвоночника. Например, деформирующий спондилез шейного отдела, затрагивающий чаще всего 5-й и 6-й, реже 7, 4, 3-й, а еще реже -- 2-й позвонки, встречается одинаково часто как у женщин, так и у мужчин, достигших возраста 40 лет. В поясничном отделе этим изменениям чаще подвержены 3,4 и 5-й позвонки.

Таким образом, возрастные изменения в позвоночнике в основном проявляются в форме деформирующего спондилеза, и, как правило, на состоянии здоровья человека никак не отражаются. Этот процесс -- результат «самолечения» со стороны организма. Другое дело -- остеохондроз позвоночника, это типичный болезненный дегенеративный процесс, требующий неотложного лечения.

Риск развития поясничного остеохондроза оказывается большим у людей с различными отклонениями в строении позвоночника, особенно его поясничного отдела. Это и наличие переходных позвонков (чаще 1-го крестцового в 6-й поясничный -- люмбализация), и сращение нескольких позвонков. Обычно у таких людей выше и риск неврологических осложнений.

Многие исследователи считают, что факторами риска поясничного остеохондроза являются хронические воспалительные заболевания.

На вопрос: «Влияет ли наследственный фактор на развитие остеохондроза?» -- следует ответить категорично: заболевание генетически не передается. Однако известно, что неполноценность систем опорно-двигательного аппарата, и в частности позвоночника, может передаваться по наследству и тем самым способствовать развитию болезни. Часто передаются по наследству врожденные аномалии позвоночника.

Заболевания позвоночника чаще встречается у людей с избыточным весом. У них нарушается осанка и повышается нагрузка на межпозвоночные диски. Как правило, тучные люди отличаются недостаточной физической активностью, что также способствует подверженности заболеванию. В силу того, что болезнь поражает диски в отделах позвоночника, которые обладают наибольшей подвижностью (поясничном и шейном), высказывается предположение, что причина ее -- в «изнашивании» дисков. Однако это не находит подтверждения в реальной жизни. Если бы это было так, то все спортсмены и все люди, выполняющие тяжелую физическую работу, были бы больны остеохондрозом. Но этого не наблюдается.

Заболеванию подвержены представители самых разных профессий. И все же чаще болеют те из них, чья работа связана с продолжительным вынужденным положением позвоночника, с длительной нагрузкой на поясничный отдел. Но дело здесь не только в профессиональной вредности, сколько в несоблюдении элементарных санитарно-гигиенических правил. Надо стремиться компенсировать неестественность условий, в которые вынужденно поставлен человек. У тех, кто постоянно занимается производственной гимнастикой и выполняет меры индивидуальной профилактики, заболевание либо не возникает вовсе, либо протекает легко, с минимальными болевыми проявлениями.

Опорно-двигательная система. Факторы риска и профилактика заболеваний.

За заболеваниями опорно-двигательной системы традиционно закреплена слава «возрастных» болезней: считается, что проблемы с костно-мышечной системой у человека могут начаться лишь в пенсионном возрасте. Частично это утверждение правильно: например, остеопорозом страдает каждая четвертая женщина старше 60 лет (мужчины - вчетверо реже), 55% болеющих остеоартрозом - люди старше 50 лет. С другой стороны, остеохондроз является достаточно «молодой» болезнью - поражающей по большей части молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет. Все заболевания опорно-двигательной системы имеют серьезные последствия и часть из них приводит к инвалидности. Например, переломы шейки бедра в 45% случаев заканчиваются инвалидностью, а в 20% случаев - летальным исходом. Общая заболеваемость болезнями опорно-двигательной системы в нашей стране составляет более 10% всего населения.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Остеоартроз. Риск заболевания остеоартрозом увеличивается пропорционально возрасту: после 65 лет процент больных этим заболеванием составляет 87%, но уже после 45 лет риск увеличивается до 30% (по сравнению с 2% людей до 45 лет).

Остеопороз. Это системное заболевание, поражающее все кости скелета, сопровождающееся снижением плотности и прочности костей, что приводит к повышению риска переломов даже при минимальной травме. Чаще всего остеопороз встречается у женщин старше 60 лет (у мужчин - реже в 4 раза).

Остеохондроз. Это заболевание позвоночника, заключающееся в дегенеративно-дистрофическом поражении тел позвонков, их отростков, межпозвонковых дисков, мелких суставов позвоночника, мышц и связок.

Опорно-двигательная система

ФАКТОРЫ РИСКА

Факторы риска можно разделить на две разновидности в соответствии с эффективностью их устранения: неустранимые и устранимые.Карта факторов рискаНеустранимые факторы риска - это данность, то, с чем нужно считаться, то, что вы не можете изменить. Устранимые факторы риска - это, напротив, то, что вы можете изменить, приняв соответствующие меры или внеся коррективы в свой образ жизни.

НЕУСТРАНИМЫЕ

*Возраст. После 45 лет у мужчин возраст становится одним из факторов риска развития остеоартроза.

*Пол. Женщины в несколько раз чаще заболевают остеопорозом и остеоартрозом, чем мужчины, особенно после наступления менопаузы.

*Наследственность. Если ваши родители или ближайшие родственники больны остеоартрозом, то ваш риск заболеть также увеличивается в несколько раз.

*Дисплазии костей и суставов. Врожденные заболевания костей и суставов, встречаются у 2-12% населения земного шара.

УСТРАНИМЫЕ

*Избыточный вес.Антропометрическая карта У людей, страдающих ожирением, в подавляющем большинстве случаев имеются проблемы с коленными и голеностопными суставами. Также вес в течение долгих лет оказывает давящее воздействие на костный аппарат, усугубляя все заболевания и вызывая деформации костей, нарушения в позвоночнике.

*Систематическая тяжелая физическая нагрузка. Тяжелой физической нагрузкой считается такая, при которой вы большую часть дня проводите на ногах, активно двигаетесь, сильно устаете, поднимаете или переносите тяжести, выполняете много задач, связанных с физической активностью.

*Низкая физическая активность. Так же, как вредна избыточная нагрузка, так не полезна для костей и недостаточная физическая активность, которая приводит к атрофии мышечной ткани, а затем - и костной.

*Профессиональные занятия спортом. Те виды спорта, которые связаны с хронической чрезмерной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат (тяжелая атлетика, бодибилдинг), в несколько раз увеличивают вероятность развития остеоартроза из-за постоянных перегрузок суставов.

*Недостаток поступления кальция с пищей. Если вы получаете недостаточно кальция в сутки, это становится фактором развития заболеваний опорно-двигательной системы. Так как кальций - это основная составляющая костной ткани, кости ослабляются, становятся более хрупкими.

*Курение.Тест Фагерстрема (степень никотиновой зависимости) Курение в несколько раз увеличивает возможность развития остеопороза.

*Злоупотребление алкоголем. Чрезмерное употребление алкоголя приводит к снижению всасывания кальция в кишечнике и, следовательно, к развитию остеопороза.

Тест на алкогольную зависимость

*Тяжелые травмы позвоночника, конечностей. Тяжелые травмы позвоночника и конечностей даже при условии полноценного лечения могут приводить к стойким нарушениям функции опорно-двигательной системы.

*Заболевания костей и суставов. Любые заболевания костей и суставов могут в дальнейшем привести к развитию других проблем и заболеваний опорно-двигательной системы.

ПРОФИЛАКТИКА

*Питайтесь правильно. Следите, чтобы в вашем рационе присутствовали все необходимые элементы, витамины, минералы. Если ваше питание небогато кальцием и витамином D, принимайте витаминные комплексы.

*Больше двигайтесь. Физические упражнения в достаточном объеме (не меньше 150 минут в неделю) укрепляют кости и развивают мышцы, что позволяет значительно снизить риск развития заболеваний опорно-двигательной системы и обеспечить достойную мышечную поддержку позвоночнику и костям.

*Бросьте курить. Так как курение приводит к потере костной ткани (остеопороза), этот фактор является чрезвычайно сильным в общем списке причин развития заболеваний.

*Ограничьте потребление алкоголя. Чрезмерное употребление алкоголя приводит к снижению всасывания кальция в кишечнике и, следовательно, к развитию остеопороза.

*Контролируйте свой вес. Избавьте свою костную систему от избыточного груза лишних килограммов. Главное - делайте это медленно и следите за тем, чтобы количество калорий не снижалось за счет продуктов, богатых кальцием.

*Снизьте ежедневную физическую нагрузку (в случае, если она чрезмерная). Если это возможно, дозируйте физическую нагрузку, достаточно отдыхайте, выделяйте время на реабилитацию. Подумайте о смене работы.

*Если вы профессионально занимаетесь спортом, особенно тщательно контролируйте свое здоровье. Согласовывайте программу своих тренировок с врачами, поговорите с ними о том, с помощью каких мер вы можете минимизировать вред от интенсивных занятий спортом для суставов.

*Своевременно образайтесь за медицинской помощью при травмах и заболеваниях опорно-двигательной системы. Обязательно доводите лечение травм до конца, полностью следуйте рекомендациям врача. Постарайтесь исключить из своей жизни факторы, которые привели к травме. Относитесь серьезно к лечению заболеваний костей и суставов, выполняйте все предписания лечащего врача, контролируйте выздоровление и принимайте профилактические меры, о которых вы можете справиться у своего врача.

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ

При наблюдении за состоянием опорно-двигательной системы очень важно вовремя проходить медицинские обследования - особенно если вы входите в группу риска или испытываете болезненные ощущения в позвоночнике, костях, суставах.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, причины и классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки у детей. Профилактика и лечение сколиоза. Факторы риска детского церебрального паралича. Особенности эмоционально-личностного развития данных детей.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Возрастные особенности костей, скелета и мышечной системы, изменение их структуры с возрастом. Причины нарушения осанки у детей. Факторы, влияющие на развитие плоскостопия. Гигиена опорно-двигательного аппарата детей в дошкольном учреждении и в семье.

    реферат , добавлен 24.10.2011

    Анатомическая характеристика строения опорно-двигательного аппарата. Позвоночник как опора всего организма. Элементы сустава, скелетная мускулатура человека. Функции опорно-двигательного аппарата, заболевания и их лечение. Нарушение осанки, радикулит.

    реферат , добавлен 24.10.2010

    Обзор причин и последствий заболеваний опорно-двигательного аппарата. Оздоровительные основы физических упражнений. Комплексы лечебной гимнастики, которые способствуют выздоровлению опорно-двигательного аппарата. Программы по оздоровлению позвоночника.

    презентация , добавлен 26.05.2016

    Заболевания опорно-двигательного аппарата, их причины и методы определения. Плоскостопие, его виды, стадии и причины. Сколиоз как наиболее часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, его формы, медицинские методы лечения и профилактики.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Основные причины и классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Основные причины неправильной осанки и сколиоза. Причины двигательных нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП). Проведение лечебно-коррекционной работы с детьми при ДЦП.

    презентация , добавлен 12.05.2016

    Основные причины травм. Классификация травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата у спортсменов. Наиболее часто встречающиеся повреждения костей и суставов. Растяжение связочного аппарата сустава. Способы первой помощи, лечения и реабилитации.

    реферат , добавлен 26.08.2014

    Осанка и её виды. Характеристика и классификация сколиоза, его опасность для человека. Формы искривления позвоночника. Выявление причин развития заболеваний опорно-двигательного аппарата, меры их профилактики. Анализ заболеваемости среди учащихся школ.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Условия формирования и структура профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы от физического перенапряжения. Заболевания от функционального перенапряжения. Эпикондилит плеча. Координационные неврозы.

    реферат , добавлен 12.04.2007

    Строение и функции опорно-двигательного аппарата. ЛФК при травмах опорно-двигательного аппарата. Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним. Клинико-физиологические действия физических упражнений. Комплекс физических упражнений.

Проблема восстановительного лечения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) продолжает оставаться одной из самых актуальных в спортивной травматологии.

Современная подготовка спортсменов предусматривает 2-3-разо-вые тренировки в день. Наши многолетние наблюдения за высококвалифицированными спортсменами показывают, что нельзя решить вопрос о повышении работоспособности только путем увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, несмотря на постоянное совершенствование методов тренировок. Дальнейший рост объема тренировочных нагрузок и их интенсификация могут отрицательно сказаться на здоровье, функциональном состоянии спортсмена и привести к травмам и заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Исследования показывают, что интенсивные физические нагрузки вызывают перенапряжение тканей ОДА, возникновение болей в мышцах, судорог и другие функциональные изменения ОДА. Изменения метаболизма тканей, гомеостаза приводят к нарушению биомеханики движения, нарушению координации движения и травматизации соединительнотканных образований ОДА .

Следствием перегрузок тканей ОДА, повторных микротравм нередко бывают морфофункциональные изменения тканей. Частым является возникновение хон-дропатий в игровых видах спорта. Так, хондропатия у футболистов встречается чаще, чем у спортсменов в других видах спорта, и приводит к нарушению функции сустава. Травмы менисков у спортсменов занимают первое место среди внутрисуставных повреждений коленного сустава и достигают 65,7- 77 % . Травмы, как правило, возникают из-за функциональной перегрузки ОДА и нарушения биомеханики движений в коленном суставе. Механизм разрыва мениска чаще всего связан с его сжатием между суставными поверхностями во время резкого сгибания или разгибания в коленном суставе, особенно в сочетании с ротацией бедра при фиксированной голени. Внутренний мениск повреждается в 5-10 раз чаще наружного .

Цель исследования - изучение влияния разминки на температурный гомеостаз и проведение сравнительного анализа эффективности реабилитационного комплекса в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах спортсменов.

Для регуляции температурного гомеостаза перед тренировкой, особенно перед соревнованиями, мы применяем разминку, которая включает стретчинг (комплекс специальных упражнений на растягивание соединительнотканных образований), обще-развивающие упражнения, массаж (самомассаж) нижних конечностей и поясничной области с гиперемирую-щими мазями . Разминка предназначена для подготовки тканей ОДА к предстоящей физической работе (нагрузке).

По данным исследований, температура мышц в покое равна 34,8 о С, а после разминки повышается до 38,5 о С и становится оптимальной для протекания окислительных процессов в тканях . Максимальная скорость течения метаболических процессов и ферментативного катализа наблюдается при температуре 37 - 38 о С. Повышение температуры мышц является физиологически благоприятным фактором для выполнения упражнений на растягивание соединительнотканных образований. Тем самым увеличивается сократительная и релаксационная способность мышц, улучшается подвижность (амплитуда) в суставах и все вместе взятое снижает риск возникновения травм и заболеваний ОДА.

Предварительное «прогревание» мышц повышает способность соединительнотканных образований к растягиванию, что важно для выполнения активных и пассивных движений. Кроме того, применение разминки до пота с включением упражнений на растягивание регулирует температурный гомеостаз тканей ОДА. Следует также отметить, что при повышении температуры в работающих мышцах и органах способность гемоглобина удерживать кислород уменьшается, возрастает отдача кислорода клеткам тканей, улучшается эластичность и сократительная способность мышц, что предохраняет их от повреждений. Разминка способствует также более быстрой врабатываемо-сти организма спортсменов, уменьшению или ликвидации психоэмоционального стресса (волнения, возбуждения, апатии).

Кроме того, большое значение имеет не только продолжительность разминки, но и соответствующий предстоящей работе ритм движений и интенсивность их выполнения. Это обеспечивает межмышечную координацию. Особое значение для повышения координации имеют упражнения на релаксацию (расслабление) и растягивание отдельных групп мышц, которые увеличивают амплитуду движения в суставах.

Исследования показывают, что после разминки устанавливаются устойчивые состояния гомеостаза и в меньшей степени повышается содержание лактата, мочевины, пировиноградной кислоты в крови после физической нагрузки . Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что после разминки удельный вес дыхательного фосфорилирования во время выполнения физических упражнений более высокий, чем без предварительной разминки .

Упражнения на растягивание соединительнотканных образований. Известно, что интенсивные тренировки ведут к изменению метаболизма тканей, го-меостаза, нарушению микроциркуляции, мышечной координации, гипоксии тканей. Всё это способствует снижению возбудимости, сократительной способности мышц, уменьшению мышечной лабильности, нарушению координации движений и возникновению травм .

Основная цель разминки - достижение оптимальной возбудимости ЦНС, мобилизации физиологических функций организма для выполнения относительно более интенсивной мышечной деятельности и «прогревание» мышечно-связочного аппарата перед тренировкой (или соревнованиями), а после тренировки (соревнований) - ликвидация спазма, мышечных локальных болей, нормализация метаболизма тканей, релаксация мышц.

Наблюдения показывают, что при растягивании соединительнотканных образований ОДА возникает раздражение проприорецепторов, что обуславливает так называемый рефлекс на растяжение. При растягивании мышц повышается их возбудимость, активизируется большинство мышечных волокон, что существенно влияет на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата (НМА), усиливает метаболизм, мышечный кровоток и другие биологические процессы в тканях ОДА .

Комплекс упражнений выполняется в статическом положении. Большую роль при выполнении упражнений играют исходное положение, дозировка, скорость выполнения, возраст, биоритмы (время суток), функциональное состояние, особенно надо учитывать наличие хронических травм и заболеваний ОДА. После выполнения упражнений на растяжение (или комплекса упражнений) необходимо включить дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание) и упражнения на релаксацию мышц нижних и верхних конечностей.

Противопоказания при выполнении стретчинга:

  1. микротравмы (надрывы мышечных волокон, растяжения мышц);
  2. растяжения связок (сухожилий) с болевым симптомом;
  3. повреждения менисков (менисциты);
  4. гемартроз, синовит коленного сустава;
  5. артрит (артроз) коленного, голеностопного суставов;
  6. повышенное артериальное давление (гипер-тензия);
  7. ранний послеоперационный период (после оперативных вмешательств на связках, мышцах, нервах, сосудах нижних конечностей);
  8. повреждение крестообразных связок коленного сустава;
  9. привычный вывих в плечевом суставе, надколеннике;
  10. паратенонит пяточного сухожилия.

После выполнения упражнений на растягивание (продолжительность 12 - 30 с) включают упражнения на расслабление (продолжительность 3 - 5 с).

При выполнении упражнений на растягивание следует избегать болезненных ощущений, резких движений, которые могут привести к повреждениям сумоч-но-связочного аппарата ОДА.

При разработке и научном обосновании применения стретчинга в спорте мы использовали анатомо-физиологические данные о том, что для отдельных анатомических структур ОДА специфическими являются следующие биофункциональные раздражения: для мышц - напряжение, растяжение; для хрящевой ткани - движение при переменной нагрузке давлением; для костей - дозированная нагрузка давлением, для связочного аппарата - дозированная нагрузка тягой.

Если не соблюдать биомеханики движений, ана-томо-физиологических особенностей ОДА спортсмена, то возможны серьезные травмы и обострения заболеваний ОДА (повреждения менисков, крестообразных связок и других патологических изменений тканей коленного сустава), особенно если упражнения выполняет юный спортсмен или спортсмен с хронической травмой (заболеванием), с перенапряжением НМА.

Упражнения на растягивание вызывают смещение тканей, обуславливая увеличение резорбции и наиболее полное освобождение межклеточных белков. Исследования показывают, что объемная скорость мышечного кровотока через ритмически сокращающиеся мышцы прямо пропорциональна длительности фазы расслабления и обратно пропорциональна продолжительности периода напряжения .

Локальная гипотермия. После тренировок, соревнований возникает локальная мышечная боль, «крепатура», гипертонус мышц, миофасциальный отек . Для ликвидации патологических изменений в тканях, нормализации метаболизма применяют локальную гипотермию (холодовая аппликация, крио-массаж) напряженных мышц, мест прикрепления связок, особенно места перехода ахиллова сухожилия в камбаловидную мышцу, коленный и голеностопный суставы.

Криотерапию (криомассаж и холодовые аппликации) проводят после тренировки, игры (или в перерыве, после первого тайма в раздевалке), а также при хронических травмах и заболеваниях ОДА. Криотерапия способствует исчезновению миофасциального отека, «крепатуры», боли, повышенного мышечного тонуса и ускорению процессов регенерации травмированных тканей ОДА.

Массаж (самомассаж). Используется для профилактики травм и заболеваний ОДА. Исследования показали, что болевой синдром и гипертонус мышц являются одним из пусковых механизмов возникновения травм и заболеваний ОДА . В этой связи в перерыве между первым и вторым таймами включают массаж ног и поясницы. Применяют приемы поглаживания, потряхивания и неглубокого разминания в течение 3-5 мин.

Материалы и методы исследования. Под наблюдением находились 96 человек в возрасте 18 -34 года (71 человек - ЭГ, 25 человек - КГ).

Эффективность комплекса оценивалась по данным подвижности в коленном и голеностопном суставах (угломером П. И. Белоусова); капилляроскопии (капилляроскопом М-70-А); становой динамометрии в изометрическом режиме (динамометром В. И. Дубровского и И. И. Дерябина, 1973); тонусометрии (то-нусометром В. И. Дубровского и И. И. Дерябина, 1973); мышечного кровотока (радиоизотопом Хе 133); миографии, критической частоты световых мельканий (КЧСМ); пробы Ромберга; кожной и внутримышечной температуры; актографии (запись двигательной активности во время сна).

Результаты и их обсуждение. Исследования показали, что упражнения на растягивание соединительнотканных образований - лучшее средство профилактики травматизма и заболеваемости ОДА у высококвалифицированных спортсменов . При растягивании мышц повышается их возбудимость, лабильность и сократительная способность, активизируется метаболизм тканей и другие физиологически процессы.

Кожная и внутримышечная температура повысилась соответственно на 3,6±0,01 и 2,8±0,02 о, а мышечный кровоток увеличился на 2,1±0,01 мл/100г/ мин (p<0,001). Повышение кожной и внутримышечной температуры, ускорение мышечного кровотока следует считать физиологически обоснованным, так как это ведет к улучшению метаболизма тканей, способствует снижению процента возникновения травм ОДА и их обострения.

Анализ миограмм показал, что после тренировки амплитуда и частота сокращения мышц снижаются, а после применения упражнений на растягивание повышаются; это связано с уменьшением боли, усилением мышечного кровотока и снижением рефлекторного мышечного спазма.

Показатели КЧСМ после тренировки повышаются на 12,5±0,5 Гц, а после применения упражнений на растягивание снижаются на 5,7±0,3 Гц. Снижение КЧСМ обусловлено улучшением мышечного кровотока, ликвидацией (снижением) гипертонуса мышц и локальных болей в мышцах.

Мышечный тонус (пластический и контрактильный) после тренировки повышается, а после применения упражнений на растягивание снижается (p<0,05). Снижение мышечного тонуса обусловлено улучшением кровотока, снижением содержания молочной кислоты в крови, и всё вместе взятое приводит к ликвидации (снижению) гипертонуса мышц, миофасциальных болей, отека тканей.

Пневмотонометрический показатель (ПТП) после тренировки повышается, а после выполнения упражнений на растягивание, диафрагмального дыхания и релаксации снижается (p<0,01).

Становая динамометрия после применения упражнений на растягивание имеет тенденцию к восстановлению.

Подвижность в суставах (коленном и голеностопном) после применения упражнений на растягивание увеличивается. Это обусловлено ликвидацией гипертонуса мышц, мышечной контрактуры. Суставы имеют физиологическую норму подвижности, и её насильственное увеличение ведет к травмам сумочно-свя-зочного аппарата.

Анализ актограмм показал, что двигательная активность во время сна менее выражена у спортсменов, которые после тренировок (соревнований) применяли упражнения на растягивание, криомассаж. Улучшение сна связано с ликвидацией боли, контрактуры и гипертонуса мышц.

Капилляроскопическая картина существенно меняется: так, после тренировок (соревнований) отмечено замедление тока крови, помутнение фона и сужение подсосочковой сети, уменьшение числа петель, что является морфологическим признаком кислородной недостаточности. После применения диафраг-мального дыхания, упражнений на растягивание, релаксации и массажа капилляроскопическая картина нормализуется.

Кроме физиологических показателей улучшаются клинические показатели. Так, процент травматизма в ЭГ в два раза ниже, чем в КГ. Отмечено обострение заболеваний ОДА в ЭГ у 3,3 % спортсменов, а в КГ у 43,2 %; повторные травмы в ЭГ возникли у 1,7 %, а в КГ - у 16,9%.

Таким образом, систематическое применение упражнений на растягивание, криотерапии и массажа (самомассажа) приводит к нормализации функции нервно-мышечного аппарата, метаболизма тканей, ликвидации гипертонуса мышц (ригидности, миофас-циальных болей), что является хорошим профилактическим средством травматизма и заболеваний опорно-двигательного аппарата у спортсменов.

Литература

  1. Дубровский В. И. Физические методы реабилитации в спорте: метод рекомендации /В. И. Дубровский. - М., 1985
  2. Дубровский В. И. Реабилитация в спорте /В. И. Дубровский. - М Физ^льтура и спорт 1991
  3. Дубровский В. И. Консервативное лечение и профилактика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата у спортсменов высокой квалификации: дис. . докт. мед. наук /В. И. Дубровский. -М.,1993.
  4. Дубровский В. И. Массаж: поддержание и восстановление спортивной работоспособности /В. И. Дубровский. - М.: Физкультура и спорт 1985.
  5. Дубровский В. И. Спортивный массаж /В. И. Дубровский. - М.: Шаг 1994.
  6. Дубровский В. И. Все о массаже. - М.: Физкультура и спорт, 1993
  7. Дубровский В. И. Биомеханика /В. И. Дубровский, В. Н. Федорова. -М.: Владос, 2003.
  8. КрасновА.Ф. Травматология/А.Ф. Краснов, В.Ф. Мирошниченко, Г П. Котельников. - М., 1995
  9. МироноваЗЗ. С. Перенапряжение опорно-двигательного аппарата у спортсменов /З. С. Миронова, Р. И. Мерлова, Е. В. Боцкая, И. А Баднин. - М: Физ^льтура и спорт, 1982
  10. Франке К. Спортивная травматология /К. Франке. - М.: Медици-на,1981.